Ислам и музыка: дискуссия о её дозволенности

Один из самых острых и обсуждаемых вопросов в современном исламе – это мнение о музыке и её дозволенности. Сегодня многие молодые мусульмане ежедневно наслаждаются музыкой с помощью различных устройств: плееров, радиоприёмников, смартфонов и других. Однако насколько совместим этот вид искусства с исламским учением?

В настоящее время среди исламских учёных иследование этого вопроса вызывает споры. Одни считают, что музыка не содержит в себе ничего запрещённого, другие – настаивают на её недопустимости.

Аргументы противников

Противники музыки утверждают, что она оказывает негативное воздействие на психику верующих, отвлекает от духовных практик и может ущемлять веру, что подкрепляется аятами из Корана. Например, в суре «Лукман» говорится о том, что существуют люди, которые покупают пустословие, чтобы отвратить людей от пути Аллаха.

Один из сподвижников Пророка Мухаммада, Абдулла ибн Масуд, и другие толкователи Корана утверждают, что это пустословие также включает в себя музыку. Также аргументируется тем, что в суре «Перенёс ночью» упоминается о том, как Иблис обольщает людей своим голосом.

Противники также приводят хадисы, где упоминается запрет музыки и музыкальных инструментов, наряду с другими большими грехами.

Аргументы сторонников

Поддерживающие музыку указывают на то, что запрещение касается только тех её форм, которые противоречат исламским учениям, например, призывающих к насилию или нравственной развратности.

Существует множество мнений относительно дозволенности музыки, особенно в сравнении с другими видами искусства. Сторонники её дозволенности приводят различные аргументы. В частности, они комментируют аят суры «Лукман», указывая на то, что его негативное влияние зависит от намерений того, кто её слушает. Некоторые используют музыку для расслабления и вдохновения на добрые дела, что делает её допустимой. Как говорит хадис Пророка Мухаммада: «Поистине, дела оцениваются по намерениям». Также сторонники дозволенности музыки ссылки на хадисы, подтверждающие их позицию, например, случай с жёнами Пророка.

По их мнению, в Коране и сунне нет явного запрета на музыку, как это есть в отношении других негативных практик. Они придерживаются принципа «разрешено всё, что не запрещено».

В общем, мусульманские учёные сходятся на том, что музыка, которая побуждает к греховным поступкам, является запретной. Однако музыка для отдыха и морального расслабления считается допустимой. Крайние противники считают музыку запретной в любом её проявлении.

Если вам интересен этот материал, поделитесь им с братьями и сестрами по вере и заслужите благословение!

Разбор мнений о дозволенности музыки в исламе

Ислам часто воспринимается как строгая религия, но вопрос о дозволенности музыки остаётся спорным. Некоторые алимы запрещают любые формы музыки, в то время как другие разрешают определённые её виды. Важно разобраться в тонкостях исламских источников, чтобы понять, что действительно говорится о музыке в исламе.

Когда музыка разрешена

Тем не менее, разнообразие мнений по вопросу музыки является фактом. В канонах существует правило: все, что не запрещено, по сути, разрешено. Всё зависит от контекста использования музыки и намерений тех, кто её исполняет, а также от самой обстановки. Например, в одной из версий хадиса приводятся слова Пророка: «Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, и это наш праздник. Не ругай её, пусть играют и поют». Таким образом, музыка может считаться благоприятной в глазах Бога, если она сопровождает священные торжества. На мусульманских свадьбах, например, традиционно звучит ад-даффа — маленький барабан. Главное, чтобы танцевальные мелодии не провоцировали непозволительные контакты между мужчинами и женщинами, а вдохновляли на литургический и благоприятный настрой.

Советуем прочитать:  Могут ли приставы арестовать больничные выплаты в 2024 году?

Кроме того, некоторые богословы, такие как Саид Нурси, утверждают, что музыка может быть халяль (допустима), если она не морально сомнительна, возвышает духовные чувства и любовь к Богу, подобно христианской органной музыке. Она может служить источником силы перед сражением или во время него, как молитва. Нельзя забывать и исторические примеры использования барабанов в сигнализации во время военных действий. Согласно Нурси, даже определённое удовольствие в музыкальном аспекте имеет своё место, но не более одной пятой от общего воздействия.

Даже творчество рок- и метал-музыкантов рассматривается как допустимое, если они поднимают важные вопросы и являются примером для молодёжи, избегая разрушительного образа жизни.

Можно сказать, что в Иране отношение к музыке среди шиитов менее строгое по сравнению с сунийской средой, но это не является абсолютным правилом. Влияние традиций играет значительную роль. Обычаи различных народов часто тесно переплетены с шариатом — системой правил исламского права. Пророк учил уважать традиции народов, принявших эту религию, если они не противоречат исламу, и музыкальные традиции также включаются в это правило.

Известны примеры использования музыки исламскими медиками. Различные музыкальные макамы и нашиды рекомендовались для лечения мышечных болей, достижения душевного равновесия, укрепления памяти и даже «связывания» разбитых сердец. Исследования в области музыкотерапии находятся в трудах философов X-XI веков, таких как Фараби и Ибн Сина.

Итак, стоит помнить простое деление музыки на три категории, предложенное Имамом Газали и используемое и в других аспектах жизни. Первая категория, харам, укрепляет привязанность к мирской жизни и должна осуждаться. Вторая, макрух, становится привычкой, забирает время, и оценка её сомнительна. Третья, мубах, напоминает о Боге и может быть слушана и исполняться с чистой совестью.

Учитывая, что ни в одном аяте или хадисе прямо и ясно не запрещается музыка, её толкование может быть довольно вольным. Главное — слушать своё сердце и, при возникновении сомнений, обращаться за советом к знающим людям.

Ренат Беккин, востоковед, основатель и главный редактор журнала «Казанское исламоведение»

Исследуйте соотношение ислама и музыки, выяснив аргументы сторонников и противников её дозволенности среди мусульман.

Ислам и музыка: сторонники и противники

Ислам и музыка: сторонники и противники

Один из самых острых и обсуждаемых вопросов в современном исламе – это мнение о музыке и её дозволенности. Сегодня многие молодые мусульмане ежедневно наслаждаются музыкой с помощью различных устройств: плееров, радиоприёмников, смартфонов и других. Однако насколько совместим этот вид искусства с исламским учением?

В настоящее время среди исламских учёных иследование этого вопроса вызывает споры. Одни считают, что музыка не содержит в себе ничего запрещённого, другие – настаивают на её недопустимости.

Аргументы противников

Противники музыки утверждают, что она оказывает негативное воздействие на психику верующих, отвлекает от духовных практик и может ущемлять веру, что подкрепляется аятами из Корана. Например, в суре «Лукман» говорится о том, что существуют люди, которые покупают пустословие, чтобы отвратить людей от пути Аллаха.

Советуем прочитать:  Ст 309 310 гк РФ

Один из сподвижников Пророка Мухаммада, Абдулла ибн Масуд, и другие толкователи Корана утверждают, что это пустословие также включает в себя музыку. Также аргументируется тем, что в суре «Перенёс ночью» упоминается о том, как Иблис обольщает людей своим голосом.

Противники также приводят хадисы, где упоминается запрет музыки и музыкальных инструментов, наряду с другими большими грехами.

Аргументы сторонников

Поддерживающие музыку указывают на то, что запрещение касается только тех её форм, которые противоречат исламским учениям, например, призывающих к насилию или нравственной развратности.

Существует множество мнений относительно дозволенности музыки, особенно в сравнении с другими видами искусства. Сторонники её дозволенности приводят различные аргументы. В частности, они комментируют аят суры «Лукман», указывая на то, что его негативное влияние зависит от намерений того, кто её слушает. Некоторые используют музыку для расслабления и вдохновения на добрые дела, что делает её допустимой. Как говорит хадис Пророка Мухаммада: «Поистине, дела оцениваются по намерениям». Также сторонники дозволенности музыки ссылки на хадисы, подтверждающие их позицию, например, случай с жёнами Пророка.

По их мнению, в Коране и сунне нет явного запрета на музыку, как это есть в отношении других негативных практик. Они придерживаются принципа «разрешено всё, что не запрещено».

В общем, мусульманские учёные сходятся на том, что музыка, которая побуждает к греховным поступкам, является запретной. Однако музыка для отдыха и морального расслабления считается допустимой. Крайние противники считают музыку запретной в любом её проявлении.

Если вам интересен этот материал, поделитесь им с братьями и сестрами по вере и заслужите благословение!

Разбор мнений о дозволенности музыки в исламе

Ислам часто воспринимается как строгая религия, но вопрос о дозволенности музыки остаётся спорным. Некоторые алимы запрещают любые формы музыки, в то время как другие разрешают определённые её виды. Важно разобраться в тонкостях исламских источников, чтобы понять, что действительно говорится о музыке в исламе.

Когда музыка разрешена

Тем не менее, разнообразие мнений по вопросу музыки является фактом. В канонах существует правило: все, что не запрещено, по сути, разрешено. Всё зависит от контекста использования музыки и намерений тех, кто её исполняет, а также от самой обстановки. Например, в одной из версий хадиса приводятся слова Пророка: «Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, и это наш праздник. Не ругай её, пусть играют и поют». Таким образом, музыка может считаться благоприятной в глазах Бога, если она сопровождает священные торжества. На мусульманских свадьбах, например, традиционно звучит ад-даффа — маленький барабан. Главное, чтобы танцевальные мелодии не провоцировали непозволительные контакты между мужчинами и женщинами, а вдохновляли на литургический и благоприятный настрой.

Советуем прочитать:  Основания для выселения из муниципальной квартиры

Кроме того, некоторые богословы, такие как Саид Нурси, утверждают, что музыка может быть халяль (допустима), если она не морально сомнительна, возвышает духовные чувства и любовь к Богу, подобно христианской органной музыке. Она может служить источником силы перед сражением или во время него, как молитва. Нельзя забывать и исторические примеры использования барабанов в сигнализации во время военных действий. Согласно Нурси, даже определённое удовольствие в музыкальном аспекте имеет своё место, но не более одной пятой от общего воздействия.

Даже творчество рок- и метал-музыкантов рассматривается как допустимое, если они поднимают важные вопросы и являются примером для молодёжи, избегая разрушительного образа жизни.

Можно сказать, что в Иране отношение к музыке среди шиитов менее строгое по сравнению с сунийской средой, но это не является абсолютным правилом. Влияние традиций играет значительную роль. Обычаи различных народов часто тесно переплетены с шариатом — системой правил исламского права. Пророк учил уважать традиции народов, принявших эту религию, если они не противоречат исламу, и музыкальные традиции также включаются в это правило.

Известны примеры использования музыки исламскими медиками. Различные музыкальные макамы и нашиды рекомендовались для лечения мышечных болей, достижения душевного равновесия, укрепления памяти и даже «связывания» разбитых сердец. Исследования в области музыкотерапии находятся в трудах философов X-XI веков, таких как Фараби и Ибн Сина.

Итак, стоит помнить простое деление музыки на три категории, предложенное Имамом Газали и используемое и в других аспектах жизни. Первая категория, харам, укрепляет привязанность к мирской жизни и должна осуждаться. Вторая, макрух, становится привычкой, забирает время, и оценка её сомнительна. Третья, мубах, напоминает о Боге и может быть слушана и исполняться с чистой совестью.

Учитывая, что ни в одном аяте или хадисе прямо и ясно не запрещается музыка, её толкование может быть довольно вольным. Главное — слушать своё сердце и, при возникновении сомнений, обращаться за советом к знающим людям.

Ренат Беккин, востоковед, основатель и главный редактор журнала «Казанское исламоведение»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector